Курс ЦБ на 17.10
$ 65.53
75.92

Драматург Александр Пудин отмечает свой юбилей новыми творческими победами

Драматург Александр Пудин отмечает свой юбилей новыми творческими победами

Драматург Александр Пудин отмечает свой юбилей новыми творческими победами

Ярким и неординарным явлением современной отечественной культуры является творчество Александра Пудина. С его именем связаны многие начинания в культурной жизни Мордовии и России. Родился он в мокшанском селе Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района. Окончил Саранский техникум электронных приборов и Московский литературный институт им. А. М. Горького. Работал редактором Мордовского книжного издательства, литконсультантом регионального Союза писателей РМ, руководил Мордовским национальным театром, был пресс-секретарем Главы РМ, главным редактором газеты «Известия Мордовии», советником первого заместителя Премьера Правительства Москвы, художественным руководителем Ростовского академического драмтеатра им. М. Горького.

С середины 1980-х годов Александр Пудин активно заниматься театральным искусством и драматургией.

Им опубликовано пять сборников пьес: «В пустом доме люди» (1988), «Очаг» (1991), «Ой, куница играет» (1998), «Назад, к победам!» (2007), «Дом на Фрунзенской» (2009). Его пьесы печатались в московских журналах «Современная драматургия», «Театральная жизнь». В декабре 2007 года впервые в истории мордовской литературе, вышло трехтомное собрание драматургических сочинений Александра Пудина, куда вошло его 23 пьесы.

Широкая публика узнала о Пудине-драматурге, когда московский режиссер Сергей Арцибашев поставил в Русском драмтеатре Мордовии спектакль по его пьесе «Шавакудса ломатть» («В пустом доме люди»). Для того времени пьеса была весьма смелой, акцентирующей внимание на негативных сторонах действительности, вскрывающей социальные, нравственные конфликты, поразившие на определенном этапе наше общество. Это история семьи, запечатлевшая духовную драму ни одного поколения, вскрывает причины общественных пороков. Противоречия, заложенные в драме, многосложны и многогранны. Выявляются они развитием действия, показывающим героев во всей совокупности их взаимоотношений и предлагаемых обстоятельств, что позволяет высветить и процессы принятия решений, которые взаимно исключают возможность выбора. Как вспоминает сам драматург, у него были некоторые опасения насчет пропуска спектакля на сцену. Однако все сложилось, и зритель принял спектакль. По сути, с этой пьесы Пудина, начался новый этап в развитии национального драматургического искусства.

Спектакли по его пьесам идут во многих городах России и за рубежом: в Йошкар-Оле, Ижевске, Тампере (Финляндия). Многие постановка по его пьесам участвовали в различных конкурсах и становились их победителями. «Очаг», постановленный режиссером Василием Пектеевым в Марийском национальном театре, завоевал Гран-при Международного фестиваля театров финно-угорских народов.

В 1995 году состоялась мировая премьера пьесы А. Пудина «Четвертая Сибелиуса» на Международном театральном фестивале в Тампере (Финляндия). Работа получила положительные отзывы во всех крупных финских изданиях.

Александр Пудин стал одним из инициаторов и организаторов возрождения Мордовского национального театра. За короткое время под его руководством коллектив национального театра завоевал зрительскую популярность и признание специалистов, о чем свидетельствовали награды различных фестивалей и конкурсов. К примеру, спектакль «Жизнь Василия Фивейского» (Александр Пудин перевел в драматургическую формат одноименную повесть Леонида Андреева) был отмечен на крупном театральном форуме «Федерация–92» в Чебоксарах.

На I Международном фестивале театров финно-угорских народов в Ижевске Александр Пудин был признан лучшим финно-угорским драматургом, а исполнители главных ролей в спектакле «Жизнь Василия Фивейского» - отмечены наградами за лучшую мужскую (Евгений Пулов) и лучшую женскую (Тамара Весеньева) роли.

За время работы в национальном театре Александр Пудин зарекомендовал себя не только как грамотный организатор, но и как талантливый режиссёр. Поставленный им спектакль «Когда у ворот воет собака» по пьесе В. И. Мишаниной вызвал резонанс в культурной жизни Мордовии и во многом предопределил направление развития театра на годы вперед. Тогда в репертуаре национального театра достойное место занимали и спектакли по пьесам самого Пудина «В пустом доме люди», «Виртян и Валда», «Анахореты или угол для сирот».

Особым этапом в судьбе драматурга можно считать московский период его творчества. Это связано не только с появлением его пьес в репертуаре столичных театров, но и освоением нового художественного материала о современности и историческом прошлом, расширением жанрового диапазона. К данному периоду относятся такие его пьесы как «Дом на Фрунзенской», «Рубеж или мирная история военного времени», «Назад – к победам», «Михаил Девятаев. Круги над адом».

«Дом на Фрунзенской», поставленный на сцене театра «На Покровке», рельефно подчеркивает меркантильные стороны человеческого характера, его алчность. Она обозначает проблему взаимоотношений между близкими людьми.

Пьеса «Рубеж», написанная на основе реальных событий Великой Отечественной войны и рассказывающая о строительстве Тылового оборонительного (Сурского) рубежа в декабре 1941 года – января 1942 года, завоевала лауреатскую награду Всероссийского конкурса драматургов «Факел памяти». В этом произведении А. Пудин не изображает ратного подвига солдата, стратегию генералов, батальных сцен. В ней он вскрывает новый, ранее слабо разработанный в нашей литературе пласт – трудовой повинности в тылу. И вышедший на московской сцене Пудинский «Рубеж» вызвал мощный отклик столичной прессы и публики.

Следующим важным этапом в биографии Александра Пудина стала работа в Ростовском академическом театре драмы им. Максима Горького, который он как художественный руководитель возглавлял с 2014 по 2017 год. Тут по-новому раскрылся его талант как театрального деятеля.

Для постановки комедии Н. Гоголя «Женитьба» А. Пудин пригласил Народного артиста России Сергея Арцибашева, который создал замечательный спектакль, идущий в репертуаре с большим успехом.

В репертуаре театра достойное место заняли постановки как классической, так и современной драматургии. Весной 2016 года в Ростовском театре с успехом сыграли премьеру по пьесе известного российского писателя и публициста Юрия Полякова «Чемоданчик». 

При А. И. Пудине на сцену театра стала возвращаться донская литература «Тихий Дон» М. Шолохова, «Цыган» А. Калинина.

Ростовский «Цыган» с успехом проёл на сцене Малого театра в Москве, заслужив награды «Серебряный Витязь» и «Золотой диплом» за лучшую сценографию XIV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» в 2016 году. Ярким дополнением «донского букета» стала и постановка «Матерь Человеческая» по роману Виталия Закруткина.

В феврале 2017 года Александр Пудин как режиссер выпустил с актерами Ростовского драмтеатра спектакль «Сталин. Часовщик» по пьесе Владимира Малягина – о сложном периоде российской истории.

Основой постановки послужило художественное переосмысление психологии противоречивой личности Иосифа Сталина.

Премьера спектакля вызвала большой резонанс в прессе. Режиссерская работа А. Пудина была воспринята как очень качественная, интересная и профессиональная.

Весной 2017 года репертуар театра обновился спектаклем «Иисус Христос. Вечный странник» по пьесе Александра Пудина, снискавшим позитивные отклики критиков и теплый прием зрителей.

На базе Ростовского драмтеатра при Александре Пудине реализовался проект «Young Theatre Master-Classes», задуманный Малым театром и Союзом Театров Европы, в рамках которого прошли мастер-классы с участием молодых актеров, режиссеров и сценографов разных стран.

Александр Пудин видит миссию театра в возвышении человека, утверждении на сцене принципов благородства, человеколюбия. В своем творческом подходе он не отрицает концептуальность, эксперимент, самобытный взгляд на художественное произведение, при этом отстаивая святость классики, бережное к ней отношение и необходимость возвращения в театр гражданской, патриотической темы.

PS: 16 января Александр Пудин отметит своё 60-летие. При этом он вовсе не намерен успокаиваться. Тем более, жаловаться на отсутствие творческого вдохновения Александру Ивановичу не приходится. И ему всегда отлично удавалось совмещать выполнение административно-руководящих обязанностей с реализацией художественных замыслов.

Только за минувший год он сделал новую редакцию пьесы «Моление о дожде», которую планируют перевести на испанский и португальский языки, написал сценарий для детского спектакля по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. По секрету Александр Иванович сообщил, что уже вынашивает идею двух новых пьес – «Просто Хам» и героико-патриотической «Александр Пересвет. Монах и воин».

И кстати, в этом, юбилейном для драматурга году в Йошкар-Оле собираются выпустить премьерный спектакль по пьесе Пудина «Эренгер», которую он создал по мотивам одноимённого романа классика марийской литературы М. Шкетана. А в Ивановской драме выпускники Санкт-Петербургской театральной академии намерены осуществить экспериментальную постановку по пьесе Пудина «Жизнь Василия Фивейского».

От имени читателей «Известий Мордовии» и всех земляков мы искреннее поздравляем Александра Ивановича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения и новых творческих побед!


Автор статьи: Юрий АНТОНОВ





ДРУГИЕ НОВОСТИ РУБРИКИ

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ