“Стройка века” — ни много, ни мало, а именно так мордовские издания называют строительство участка трассы вокруг населенных пунктов Умет, Аким-Сергеевка и Зубова Поляна. Это без преувеличения самое масштабное дорожное строительство за всю историю республики, а его стоимость превышает цену стадиона «Мордовия Арена», который до последнего времени считался рекордсменом субъекта по финансовым и трудовым вложениям.
Четыре полосы безопасности
Кто часто передвигается по трассе М-5 “Урал” до Москвы и обратно наверняка в тоской вспоминает участок дороги, проходящий по Мордовии. Нет, конечно, это не что-то из ряда вон выходящее, в центральной России мем “русские дороги”, при упоминании которого в голову приходят образы уходящих за горизонт колдобин, провалов и прочих “прелестей”, постепенно выпадает из обихода. Тем не менее, это довольно узкий участок по одной полосе в каждую сторону, на котором из-за бесконечной вереницы фур водителю никак не удается забыть о существовании педали тормоза. Иногда скорость потока может упасть до 40 км/ч и даже ниже. “Да, что это такое? Разве это федеральная трасса?” – ворчат люди за рулем и вспоминают, как они лихо рассекали на участках трассы М-4 где-нибудь под Воронежем или Ростовом-на-Дону, забывая, что там периодически приходилось раскошелиться, ведь эти скоростные участки платные.


И можете ли представить, что уже через какие-то полтора года о “черепашьей” езде за большегрузами по Мордовии можно будет забыть, как о страшном сне? Широкая безопасная освещаемая четырехполосная трасса – по две в каждую сторону – и средняя скорость потока – максимально допустимые правилами дорожного движения 90 км/ч. Фантастика? А именно так и будет. Строительство обходной дороги ставит своей целью в полтора раза увеличить скорость движения по участку трассы, а пропускная способность после завершения строительства вырастет аж почти в три раза: с 6 до 17 тыс. машин в сутки. Безостановочное движение должно быть обеспечено от села Пичкиряево в Рязанской области до деревни Зарубята в Мордовии. Кроме того, благодаря реализации столь масштабного проекта поток большегрузов будет выведен за пределы населенных пунктов, а значит ни перекрестков со светофорами для водителей, ни постоянной угрозы жизням пешеходов.
Верный выбор
А теперь заглянем в “мастерскую Санта Клауса” и посмотрим, кто же готовит для нас такой шикарный подарок. С финансированием, думаем, все понятно, ни один региональный бюджет строительство трассы стоимостью 19,6 млрд руб. не потянет. Для сравнения, доходная часть бюджета Республики Мордовия в 2023 году составляет 53,9 млрд руб., всего в 2,7 раза больше. А это между прочим все годовое здравоохранение, образование, социалка и много чего еще, в том числе дороги, целого субъекта. Итак, финансирует трассу федеральный бюджет по нацпроекту Безопасные и качественные дороги (БКД), заказчиком работ выступает ФКУ «ФУАД «Большая Волга», то есть структура Росавтодора, а контракт на строительство трассы в марте 2020 года выиграло ОАО “Хотьковский автомост”.
Что-то знакомое? Да-да, это тот самый “Хотьковский автомост”, который успешно построил несколько жизненно важных транспортных объектов. Силами компании реконструирован транспортный обход Пензы по той же трассе М-5, ведется реконструкция подъезда к Саранску, строятся мост через реку Инсар и объездная дорога вокруг города Рузаевка. И это то, что только навскидку приходит в голову, объекты, сданные за последние несколько лет, а на счету “автомоста” множество других строек. Все-таки предприятие с довольно позитивным бэкграундом, не удивительно, что именно ему доверили мордовскую “стройку века”.


Работы по проекту
Итак, что мы имеем для воплощения столь масштабного проекта в жизнь — федеральное, а значит бесперебойное, финансирование и зарекомендовавший себя на строительстве крупных инфраструктурных объектах подрядчик. Два слагаемых успеха. Тем не менее, предлагаем заглянуть на стройку с воображаемой ревизией и посмотреть, что там сейчас происходит.
По проекту, транспортный обход с пересекаемыми дорогами свяжет комплекс из 113 инженерных сооружений: восьми мостов, девяти путепроводов, 1 с/х переезда, 95 водопропускных труб. Как мы уже говорили выше, это позволит существенно разгрузить нынешнюю трассу, сейчас часть дороги проходит по населенным пунктам, где есть перекрестки со светофорами, на ее протяжении несколько одноуровневых пересечений, они будут полностью ликвидированы.
Строительство ведется в четыре основных этапа на разных участках будущей магистрали. Первый, который начинается в районе рязанских сел Пичкиряево и Горбуновка и длится 11 км, уже почти завершен. Да, готовность первой очереди составляет 90%, по участку трассы протяженностью 9 км и по мосту через реку Вад уже едут автомобили, полностью возведены путепроводы на двух развязках. На второй очереди продолжается реконструкция дороги и ее готовность составляет 40%, ведутся работы по строительству второй очереди моста через Вад.
На втором этапе почти окончены работы по возведению земляного полотна (готовность 90%) протяженностью 13 км. На одном из будущих путепроводов полностью выполнены работы по возведению капитальных опор, рабочие забивают сваи на мостах через ручьи Теплый и Водоляй.
На самом продолжительном третьем этапе — а его протяженность 27 км — можно наблюдать почти все стадии строительства. Например, на восьмикилометровом участке работы по устройству дорожной одежды завершены полностью, еще на четырех км завершается устройство земполотна и готовность 90%, а на трехкилометровом участке уже половина земляного полотна уложена. Окончены работы по по устройству буронабивных свай опор моста через реку Лундан, на четырех путепроводах ведутся работы по монтажу ригелей (верхних частей) капитальных опор и готовность составляет 40%. Ведется устройство буронабивных свай для строительства перехода через железную дорогу.


На четвертом, шестикилометровом, участке завершено строительство первой очереди дороги: возведено земляное полотно, уложено щебеночное основание будущей трассы. Полностью смонтированы опоры еще одного из путепроводов.
То есть как видите, работа кипит и не останавливается ни на минуту, сейчас общая готовность объекта оценивается в 47,6%, более, чем неплохой показатель.
Надо, кстати, отметить, что “Хотьковский автомост” на объекте работает не один. В качестве субподрядчиков привлечены такие компании как ПАО «Ростелеком» Мордовия, ООО «ЭнергоСвет», АО «Газпром газораспределение Саранск», ООО «РязаньЭнерго», ООО «Сервис-Дор». Есть работы, которые должны выполнять профильные специалисты.
По информации “Хотьковского автомоста”, сейчас на строительстве трассы на объекте задействовано 165 единиц строительной техники: экскаваторы, автокраны, гусеничные краны, сваебойные и буровые установки, самосвалы, катки, бульдозеры и т. д. Работы ведутся как в дневную, так и в ночную смены, всего, по оценкам подрядчика, в строительстве задействованы 350 человек, 50 из которых инженеры.
Финансовая аккуратность
А что с финансами? Поскольку речь идет о государственном контракте и трасса прокладывается на бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков, с ними все достаточно прозрачно. Заказчик принял работы на 9,3 млрд руб., это почти половина от общего бюджета проекта и полностью соответствует объему выполненных работ. Самые масштабные работы велись в прошлом году, соответственно тогда же “Хотьковский автомост” выполнил работы на 4,5 млрд руб., еще примерно столько же компания выполнит в этом году и остаток в 6,2 млрд руб. – в последнем 2024 году. Средства расходуются в строгом соответствии с составленным еще на момент проектирования планом, тут никаких неожиданностей нет и мы абсолютно уверены, что не будет. У всех рабочий настрой, необходимые ресурсы имеются, так что можно утверждать, что дорога будет сдана вовремя с надлежащим качеством.
В ожидании новых решений
Что еще добавить? Новая дорога — это не просто пара сэкономленных часов в пути, это вовремя доставленные товары и увеличение грузового потока, а значит рост экономики, это повышение безопасности движения и спасенные дорожниками жизни, а также многое другое.
На форумах водители шутят, что, передвигаясь по трассе, движение по которой откроется в будущем году, они больше не попадут в свою любимую шашлычную в Умете (в селе более сотни кафе, расположенных вдоль трассы, это место остановки путешественников и дальнобойщиков). Однако мир развивается, требуются новые логистические решения, уйти от этого нельзя. К тому же как правило к таким крупным объектам как дорога социальная инфраструктура подтягивается самостоятельно.