1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Как воспитать любовь к родному языку

Обсудили на онлайн-конференции, которую провел Центр «Педагог 13.ру»

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» стал площадкой, объединившей увлеченных педагогов, которые занимаются исследованиями в области русского языка и русской культуры.  Более 450 работников системы образования стали участниками II Межрегиональной научно-практической конференции «…Нам слово русское дано», посвященной Дню русского языка.

Конференция прошла 4-5 июня на базе Центра «Педагог 13.ру» в онлайн-формате. Участниками конференции стали специалисты, работающие в системе дошкольного, начального и среднего общего образования. Были представители всех районов Мордовии и других регионов: Ростовской, Тюменской, Еврейской,  Курганской,  Курской,  Кемеровской,  Нижегородской, Свердловской, Рязанской, Ульяновской, Смоленской областей, Забайкальского края, Ненецкого автономного округа, Камчатского края, Удмуртской республики,  Марий Эл, Чувашии и Москвы.

Особую актуальность эта тема имеет в связи с реализацией государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2016 – 2025 годы «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка».

g9zmi9p8u4e d65a4

Обсуждение наиболее значимых вопросов велось на трех дистанционных площадках, которые прошли 4 июня. Воспитатели детских садов обменялись своим видением организации образовательного процесса, направленного на речевое развитие юных воспитанников, на площадке «Русский язык и русская культура в дошкольном образовании: идеология, эффекты и перспективы». Они говорили об особенностях развития у детей русской речи и применении эффективных образовательных технологий. Выступающие отметили несомненную пользу дидактических игр и интерактивных технологий, представили практики ИКТ, детского телевидения, театрализации. Особое звучание приобрел вопрос культуры речи педагога, которая является основой его педагогического мастерства.

Площадка «Урок русского языка и литературы в школе: как ответить на вызовы современности» объединила педагогов организаций общего образования. Они обсудили проблемы   преподавания русского языка и литературы в современной школе, формирования нравственной культуры личности и гражданской идентичности, поделились  опытом работы по обучению русскому языку детей-билингвов. Учителя обменялись мнениями по поводу того, каким должен быть современный урок, каковы его ресурсы, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов, как воспитать подрастающее поколение любящим родное слово и какова в этом роль учителя. Один из актуальных вопросов сегодняшнего дня — можно ли научить грамотной речи дистанционно? Педагоги делились  опытом по изучению отдельных тем курсов «Русский язык» и «Литература».

Дистанционная площадка  «Современная библиотека – пространство для формирования компетенций XXI века» дала возможность учителям и библиотекарям обсудить перспективы сотрудничества образовательных организаций и библиотек в части развития читательской и коммуникативной компетенций школьников. Еще одна тема обсуждения — взаимодействие библиотек и представителей рынка электронных и аудио­книг в России и странах СНГ (например, проект «ЛитРес: Школа»). Участники дискуссии неоднократно отмечали, что школьная библиотека сегодня – это точка навигации, где ребенок учится взаимодействовать с цифровой средой. Это креативный центр, зона опережающего развития, надпредметный кабинет для целостного развития учеников. И поэтому специалистов волнуют вопросы программного обеспечения современной библиотеки (в частности, системой автоматизации ИРБИС).

Участники дискуссионных площадок отметили многогранность представленных мероприятий, возможность широкого использования современных технических средств и электронных ресурсов, прекрасное духовное общение, встречу единомышленников.

А 5 июня прошло пленарное заседание с участием специалистов системы дополнительного профессионального образования, руководителей общеобразовательных организаций, педагогов. С приветственным словом к участникам конференции заседания обратились: заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, председатель Исполкома Ассамблеи народов России, председатель Координационного Совета Общероссийского общественного движения «Сотворчество народов во имя жизни» (Сенежский форум), Ученый секретарь Международной академии интеграции науки и бизнеса Назиржон Абдуганиев, ректор ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Татьяна Самсонова.

Была отмечена важнейшая функция русского языка как средства межнационального общения народов России. Участники обозначили ряд проблем, от решения которых зависят принципиальные основы преподавания русского языка как в национальной, так и в русскоязычной школе.

В ходе пленарного заседания заслушаны и обсуждены вопросы  методического сопровождения мероприятий, направленных на  выявление и совершенствование функций языковых средств выразительности при анализе художественного текста; формирования культурно-языкового контекста в образовательной среде; формирования орфографической грамотности у обучающихся.

В качестве спикеров на онлайн-конференции выступили Юлия Соловьева (вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», г. Москва), Елена Медведева (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования), Ольга Марченко (МО Московского государственного областного университета), Инга Вертилецкая (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), Татьяна Наумова (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»),  Анастасия Бакулина (директор ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина»).

Пленарное заседание завершилось подведением итогов в форме обмена мнениями. Определены темы, нуждающиеся в дальнейшей проработке: это развитие механизмов, способствующих развитию речевой культуры педагога, тщательная проработка педагогами дистанционного образовательного контента, предлагаемого онлайн-площадкам, моделирование языковой среды в дошкольной образовательной организации как основы для развития речевой компетенции, формирование и развитие партнерских отношений с библиотеками как креативными центрами для развития метапредметных навыков у обучающихся, совершенствование норм и условий полноценного функционирования русского языка как языка межнационального общения в условиях поликультурности.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости