Покрофф
Меню
О "ВИКИНГЕ"
9 янв. 2017 16:28Просмотров 1116

О "Викинге"

 

 

Редактор отдела по межнациональным отношениям «ИМ» Екатерина Спиридонова

 

Идея пойти на фильм принадлежала мужу. Отзывов на него решили не читать, сами все оценим, решили мы. Также не знали о существовании двух версий фильма +12 и +18. Попали на 2,5 часовой фильм для взрослых. Из 145 мест в зале свободными были лишь 2-3 кресла в первом ряду.


Кровь, насилие, грязь в ярких красках. Первые 20 минут сидели в недоумении – куда мы попали, что вообще происходит?! 
Остальные 2 часа уговаривала мужа не уходить, мол, должно же быть что-то интересное дальше. Да было: кровь, насилие, убийства. Правда, почему то больше было жаль коней, которых убивали «пачками». Может, животные играли лучше…


Три зрителя все-таки решились уйти после часа просмотра, к завершению фильма я им позавидовала… 

Пересказать сюжет для меня проблематично, чернуха перешибает все увиденное. Жалко потраченного времени и денег. На российский фильм я долго не пойду…

Редактор отдела социальных проблем «ИМ» Александр Ефремов

 

Фильм «Викинг» вызвал предсказуемо бурную реакцию в среде реконструкторов — людей, которые любят и знают историю. Их претензии к создателям фильма понятны: кинолента заявлена как историческая, ее помогали создавать ученые-консультанты, значит, от «Викинга» нужно ждать исторического правдоподобия. Но есть ли оно, соответствие исторической правде?

Оговорюсь: сам я не реконструктор, хотя хорошо знаком с представителями этого уважаемого мною сообщества. Я не историк, но смею думать, что неплохо знаю историю России. Правда, у каждого россиянина свое личное восприятие и отношение к истории.


Итак, что в фильме покоробило меня и реконстукторов? Потрясающе грязные герои «Викинга»: от князя Владимира до суровых варягов. Вы можете представить себе князя, постоянно, круглые сутки, с головы до ног обляпанного грязью? От летописцев нам известно, что в Киеве и в других русских городах в древности были бани. Чистоплотность наших предков удивляла иностранцев (как раз не очень любивших мыться) вплоть до времен Ивана Грозного. В фильме чистотой могут похвастаться только греки. Обидно.

Конечно, сложно воинам сохранить чистоту одежды, вооружения, доспехов в условиях войны, осады, пожарищ, ливней. Да и ткани древние домотканные - маркие, мнущиеся. Но ведь в фильме показаны сцены и войны, и мира. И везде - грязь, грязь, грязь. Еще раз обидно за наших предков. Они любили жить в чистоте, а воину, знатному человеку, было зазорно выглядеть замарашкой. Ни за что не поверю, чтобы дружина оставила своего князя валяться в грязи и в собственной рвоте (в фильме такой эпизод есть).

И меня, и моих знакомых любителей истории удивила, мягко говоря, эмоциональность князя Владимира в исполнении актера Данилы Козловского. Вот его князя, называет сыном рабыни полоцкая княжна Рогнеда (Владимир был сыном князя Святослава и Малуши, ключницы княгини Ольги, бабки будущего крестителя Руси. Формально, Малуша была служанкой, а ее родной брат Добрыня ходил в боярах и стал воспитателем Владимира). Реакция Владимира? Истерика. Вы можете представить себе сурового воина, теряющего лицо перед своими дружинниками? Оставим эту психологическую вольность на совести режиссера.

Много упреков у любителей истории к тому, как в фильме показано язычество. Дескать, капища грязные, а жрецы страшные. Историкам виднее, но могу предположить, что вот здесь фильм близок к истине. Языческие капища не прошли бы проверки современного «Ревизорро». На них проливали кровь, в чашах рядом с идолами гнило жертвенное мясо, на капищах сжигали жир. В язычестве и человеческих жертвах (а Владимир начал приносить в Киеве человеческие жертвы идолам) нет ничего красивого и романтичного. Показательной жестокостью отличались и наемники-викинги, языческие дружинники Владимира.

Правдиво (с некоторыми оговорками) в фильме показана и гибель в Киеве христиан-варягов. Это исторический факт из «Повести временных лет». При князе Владимире, в 978 году, язычники пытались принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга-христианина по имени Феодор, но варяг не дал им сделать это. Киевляне разнесли двор варягов. Сын и отец с оружием в руках ждали нападения язычников на втором этаже своего дома, куда вела крутая лестница. Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подрубили столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на христиан и убили их. Примечательно, что нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников был обнаружен в 1908 году во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви. Непонятно, как в фильме «Викинг» дом варягов превратился в сторожевую башню, а юноша Иоанн — в ребенка. Видимо, это жертва зрелищности.

На мой взгляд, режиссер донес до нас главный посыл: превращение жестокого язычника, насильника, убийцы Владимира в христианина. Летописцы отмечают, что после крещения князь поразительно изменился, оставив прежние людоедские замашки и жестокие дела. За показанную перемену и финал - спасибо. За все остальное создателей «Викинга» благодарить не хочется.

Фотограф "ИМ" Ольга Киреева

 

«История - это симптом. Диагноз - это мы» - с такой цитаты Мао Цзэдуна начинается фильм «Викинг». Однозначно, картина заслуживает внимания, потому что это наша история, история, созданная нашими людьми, написанная кровью, потом, силами и огромными потерями.

В «Викинге» есть своя реальность — красочная и запоминающаяся. Панорамные съемки сражений и натурные съемки природы уносят в гущу событий того времени, дают масштаб и размах происходящего. Красиво, зрелищно и иногда даже жестоко. Некоторые сцены битв завораживают своей натуралистичностью. Хороша игра многих актеров. Образ великого князя Владимира, безусловно, яркий и харизматичный и в то же время противоречивый. 


Но и не обошлось без минусов. Некоторое время складывается ощущение, что режиссер хотел показать «образ немытой России»: грязные, неумытые варвары, идолопоклонники, разбойники...

Противоречия возникли и в то время, когда образ главного героя был отрицательным, а в конце фильма он преображается и становится совершенно другим. Из простого раба Владимир превращается в «раба Божьего», и с таким трудом приходит к истинной вере.