22.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Путешествие в глубинку: неразгаданная тайна

Асфальт на пути в Антоновку обрывается как раз на ее окраине, где стоял дом  ведуньи Евдокии Кокнаевой. Такое имя у нее по паспорту, а в повседневной жизни Евдокию  звали  Баба Оля.  Ведь Евдокия по-эрзянски — Олдай, а  это все равно, что Ольга.

После пожара от дома Бабы Оли  остался только  остов. Дом полыхнул уже после того, как хозяйку забрал в Чебоксары  сын, где она и похоронена. И когда по вечерам улица погружается во тьму, редко кто не осеняет  себя крестом возле этого места.  Особенно после того, как  школьная  техничка   уже после смерти  Бабы Оли хотела набрать воды, но в испуге бросила полное ведро у колодца возле  ее дома. Когда уже в школе пришла в себя,   рассказала: «Больше и близко мимо этого места не пойду.  Когда я набрала уже воды, из кустов смородины рядом с колодцем на меня посмотрели две волосатые морды с рожками». Кто-то предположил, что это, возможно, были две козы, но бывшая техничка и сегодня стоит на своем: «Нет, черти!»

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

3 11

Село Антоновка   Дубенского района  сделали очень  известным   ясновидящие, первой из которых и была Баба Оля. Она целых полстолетия гадала и зрила, что называется, в корень, и это привлекало в Антоновку  людей со всего СССР.  Карты, бобы, зеркало и вода с того самого колодца — вот  «инструменты», с помощью которых изобличала воров и других преступников, искала канувших в неизвестность людей, предсказывала судьбу, заглядывала в прошлое и видела будущее обратившихся    к ней. В прошлом учительница истории, а сегодня пенсионерка Татьяна Волгушева говорит, что талант прорицательницы у односельчанки раскрылся во всей полноте  в военные годы. Тогда Баба Оля и маме Татьяны  еще за несколько лет до свадьбы показала в темном погребе на воде в банке «портрет» будущего мужа.  А когда мама пошла через какое-то время в соседнее Залесье,  этот же портрет, сама того не ожидая,  увидела  в одном из домов.  «Кто это?», — спросила она, и  ей ответили: «Наш сын, он  на фронте».

— И в моей собственной судьбе Баба Оля оставила глубокий след, — говорит Татьяна Волгушева.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

2 17

— Дело у меня шло к свадьбе, когда она  сама предложила  показать мне моего жениха. Думала, увижу того, с  кем давно дружила, но в погребе, куда спустились со знахаркой,   на поверхности  воды рядом со мной появился совершенно другой человек в сиреневой рубашке. У меня  было уже   тогда платье, в котором потом была на запое. Жених на запой тоже пришел в той самой сиреневой рубашке. Не знаю, как насчет его рубашки, но о моем платье  Баба Оля при гадании точно не знала,   но  меня рядом с женихом  показала именно в этом наряде.  Тогда же она сказала: «Вот твой жених,  больше ни о ком другом не думай». Не знаю, как это объяснить, но через два года, когда пришли к нам в дом сваты, все вышло именно так, как и предсказала Баба Оля».

Все, кто рассказывал мне в Антоновке о «методах» гадания Бабы Оли, говорили, что приходивших к ней  она заводила в  темный чулан или погреб. Ставила на стол банку с водой, зажигала свечку.   А чтобы увидеть в воде «картинку», нужно было  посмотреть на банку через левое плечо ведуньи. При этом отражения на воде появлялись  на несколько секунд, и были они не только черно-белые, но и в цвете.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

7 5

Бывало, кто-то  не успевал рассмотреть мелькнувшую на воде «картинку», и тогда Баба Оля, запомнившаяся всем необычайно доброй, могла наградить зеваку  крепким мужицким словцом. «Но это, — говорит Татьяна  Волгушева, — был не единственный ее, но  не свойственный женщинам  изъян. Баба Оля и в хмельном застолье могла обставить любого мужика».

— Но  больше нее выражалась матом и не отставала от Бабы Оли во втором изъяне  Баба Вера, — включилась  в разговор уроженка Антоновки и глава Поводимовского сельского поселения Валентина  Суродеева. — Это  еще одна антоновская гадалка, которая при жизни Бабы Оли больше была как-бы в ее тени, но по своим магическим способностям  ей не уступала. Бывало, к каждой из них приезжало каждый по десять и более машин со всех концов страны.  А когда «рабочий день» ясновидящих подходил к концу, начиналось  застолье. Гадалок благодарили кто деньгами, кто продуктами. Предпринимательница из Москвы обставила дом Бабы Веры мебелью, первой в селе поставила в нем и душевую кабину. Москвичка и после  смерти  Бабы Веры постоянно навещает в Антоновке ее могилу. Говорят, она вернула этой женщине  отнятый  бизнес. Много было на приеме очень влиятельных людей даже из Москвы, и они в благодарность помогали Бабе Вере  устраивать односельчан  на учебу,  престижную работу,  лечение.

Баба Оля и Баба Вера — жены   двух братьев Кокнаевых. Общее у них даже  глаза цвета голубого неба и трагические судьбы. У одной   погиб   муж, у другой сгорел заживо при  взрыве бензозаправки  сын. Последний двух недель  до 21 года не дожил. А ведь мама  задолго до этого знала, что  потеряет сына. Знахарь, что передал ей свой магический дар, о том ее предупредил.   Но почему же не отвела от сына беду? Коварство колдовского дара   в том, что ведунья может помочь чужому человеку, но никогда —  себе и близким!

О своем необычном даре сама Баба Вера так говорила в 2005 году моим  ульяновским коллегам: «Кой-чего я и в шесть лет умела: чирей заговорить или бородавку вывести.   А когда мне исполнилось 23 года, решилась силы просить. Поехала в село Кувай Сурского района к старичку одному, Ивану Кузьмичу. Он и будущее видел, и порчу снимал, и от болезней лечил, только старый был уже, скоро помереть мог. Я его и спросила: у тебя, мол, свой дар или дарственный?   Он отвечает: «Дарственный. Когда помру — жене передам». А жена его отмахнулась: «Не надо мне! Сколько можно? Дом как проходной двор. Сил уж нет никаких!» «Ну, тогда племяннику отдам…» А я ему говорю: «Племянник мал еще, пока вырастет, ты уж помрешь…» Тут он встал с койки и застыл с поднятой рукой. Смотрит на меня и говорит: «Благословляю тебя, Вера. Будешь людей лечить, но сама одна останешься. Младший сын твой вырастет очень умный, очень красивый: не только ты — весь район не нарадуется. Но в двадцать лет заберет его Господь…»

1 21

И себя Баба Вера  уберечь  не смогла. Было ей 74 года, когда в 2012 году в октябрьскую полночь  загорелся ее дом. Люди не хотели верить в ее мученическую смерть в огне. Но нашли в доме сильно обгоревший труп. Следователи посчитали, что причина пожара — непотушенные свечка или  лампадка. Но свое мнение на этот счет у жителей Антоновки: «Это был поджог!   Ведь Баба Вера своим гаданием кому-то помогала, как например,  безошибочно указала место, где нужно было искать утонувшего мальчика. А кого-то выводила на чистую воду. Так что и угрозы в свой адрес много раз слышала, и битой была. Но это ее не останавливало. Воров показывала, пока  сын не погиб. Говорила: «Убили его!». Уже после его смерти всем отказывала: «Я вора покажу, а   мне отомстят, как сыну моему за меня».

Несмотря на то, что  занималась магией, ее отпели в церкви. Как и  Бабу Олю тоже. Земляки  попросили батюшек.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}

Обе знахарки при жизни постоянно  слышали о том, что гадать им помогают темные силы. Много вокруг колдовского промысла Бабы  Оли и Бабы Веры  возникало и разных слухов. Одна из жительниц Антоновки говорила, что когда она пришла  домой к Бабе Оле, та, открыв подпол, сказала: «Выходи!». Но женщина так и не увидела, чтобы кто-то оттуда вышел.

— Тут не знаешь, кому и чему верить, — говорит на этот счет Татьяна Волгушева. – Мой зять Виктор был другом погибшего Александра  Кокнаева. Знаю зятя хорошо, и не замечала за ним привычки обманывать других. Но и он рассказывал: когда отмечал у Кокнаевых Новый год, неожиданно, сидевшие за столом услышали шуршание, визг и шум в подполе. «Да не обращайте внимания, это мамины черти расшумелись, — успокоил  гостей  Александр Кокнаев. – Должно быть, проголодались. Сейчас, угостит их, и угомонятся рогатые». То ли пошутил Саша, то ли сказал это на полном серьезе, поди, теперь, разберись. 

6 7

Никто уже не скажет и о том, что на  самом деле погубило Бабу Веру. По рыхлому мартовскому снегу  глубиной чуть ли не в метр я с большим трудом  пробрался к колодцу в заросшем саду ее дома. Это из него брала Баба Вера  воду для гаданий. Разглядев  на дне   лишь осколки   льда в воде, в которой отражался и кусочек неба,  подумал: «Здесь, возможно, и спрятана самая большая тайна  человека, для которого не было чужих тайн. Но она никогда не отразится уже  на поверхности воды».

Валентин ПИНЯЕВ

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости