Бессмертный полк
Меню
Главная страница / Культура /

В Москве обнаружена потерявшаяся работа мордовского...

В Москве обнаружена потерявшаяся работа мордовского скульптора Степана Эрьзи
23 окт. 2014 13:46Просмотров 1133


Творчество нашего великого земляка, мордовского скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова-Эрьзя (1876-1959), так или иначе, связано со многими народами и культурами мира. Большая часть его лучших скульптурных произведений сейчас хранится в Саранске и является золотым фондом Мордовского республиканского музея изоискусств, который назван именем Эрьзи. (Кстати, летом завершилась капитальная реконструкция главного музейного здания и сегодня оно официально открывается для посетителей).


Но до сих пор загадкой остаются многие факты биографии художника, а исследователи не перестают искать в разных уголках земли «неизвестные творения», созданные мордовским гением.


Основанный в Москве в честь нашего земляка международный фонд также ведёт активный поиск нового в творческом наследии Степана Эрьзи. «ИМ» уже рассказывали о находках, сделанных сотрудниками Эрьзинского фонда в Южной Америке, Италии, Франции. Год назад в полуразрушенном старинном Софийском соборе города Лаишево в Татарстане им удалось обнаружить каким-то чудом сохранившиеся шестнадцать фресок, написанных молодым Степаном Нефёдовым.


А совсем недавно, сообщила вице-президента фонда Елена Бутрова, к своему немалому удивлению они нашли ранее практически неизвестное произведение мордовского скульптора...в Москве.


Сама Елена Владиславовна, дипломированный искусствовед, многие годы посвятившая скрупулёзному изучению творчества Эрьзи, говорит, что исследователи знали о существовании такой скульптуры лишь по фотографиям из личного архива Степана Дмитриевича. Это женская головка (её отличительной особенностью можно считать кокошник), сделанная скульптором в характерной для него манере из нароста дерева кебрачо во время своего пребывания в Аргентине, по мнению специалистов в 1940-е годы.


Вернувшись в 1950 году на Родину, наряду с другими работами девушку в кокошнике Эрьзя привёз в Москву.


Вероятно, она экспонировалась на первой персональной московской выставке Эрьзи в 1954 году.


Потом, считают искусствоведы-историки, Степан Дмитриевич подарил эту скульптуру молодым коллегам - членам соответствующей секции Московского союза художников, которые часто посещали его мастерскую в подвале на улице Песчаной. О чём свидетельствует авторская подпись на торце произведения.


Но после того женская головка в кокошнике нигде не демонстрировалась, и о ней просто забыли. Даже в каталогах и справочниках о ней не упоминается.


За шестьдесят лет деревянная скульптура не подвергалась реставрационный профилактике и порядком запылилась. Мастер Александр Толокин почистил и подлечил произведение и вернули оригинал хозяевам. Кроме того, специалисты фонда сняли с него форму, чтобы по ней изготовить слепок, который затем планируется показывать на выставках Эрьзинского фонда в России и за рубежом.


Мила МЕЛЬНИКОВА

При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.
Новости по теме: