Покрофф
Меню
Юрий РЫТИКОВ
9 нояб. 2016 18:29Просмотров 867
Путешественник

Легенда Заполярья

«МУрманск! И никакой ни МурмАнск!» - заявил мне экскурсовод в музее истории Мурманского государственного технического университета, когда я спросил про ударение в названии города. А я слышал и так, и так... Но с авторитетным мнением спорить не буду.


В музее этом собраны экспонаты, связанные с развитием рыбной промышленности. И самый популярный монумент в Мурманске — памятник рыбе, треске, которая многих северян спасала от голода и кормит по сей день. Инициатива создания такого памятника принадлежит самим жителям Мурманска, горожане даже представили на конкурс более 20 проектов. В результате мурманскими мастерами сооружен памятник длиной 1 метр 20 сантиметров.



Есть в Мурманске монумент и любителю рыбки – коту. Памятник этот отлит из бронзы. Согласно городской легенде, кот пешком дошел из Москвы в Мурманск. Путешествовал котяра, в общей сложности, шесть лет. Рассказывают, что жила в Мурманске семья с милым питомцем - тайским котом Семеном. Собираясь в отпуск, семья захотела взять Семена с собой. А когда отпуск кончился, и пора была возвращаться домой, семья заехала в один московский дворик, где кот и пропал. Только исчезновение любимого питомца семья заметила слишком поздно... Приехав домой, завели нового кота. А Семен, нагулявшись в столице, тоже решил идти на север. Пройти ему надо было 1926 километров, без карты и компаса. И вот, спустя годы, кот замяукал под дверью прежних хозяев. Верить или нет — дело каждого. Но эту легенду пересказывает каждый житель Мурманска. А памятник коту Семену, скорее, символ преданности животных, готовых идти за своими хозяевами, к своему родному дому тысячи километров.



На землю Мурманска я ступил в октябре этого года, крупнейший город Заполярья как раз отмечал 100-летие.

Чуть младше самого города его главная, настоящая Легенда — ледокол «Ленин». Наверное, многие помнят старые картинки, почтовые марки, где изображен гигантский черный ледокол с ярко-желтой надстройкой, сокрушающий арктические льды. Это он самый. «Ленин», спущенный на воду в 1957 году, — первое в мире надводное судно с атомным двигателем, один из ярких символов советской эпохи. В 1989 году судно списали и едва не пустили на слом. А теперь это корабль-музей.



Я, конечно, не упустил возможности побывать на борту ледокола. Корабль в превосходном состоянии, и это притом что за все годы его ни разу не реставрировали. Это поражает - вот как строили!



На борту встречает знающий и любящий свое дело экипаж. Для желающих проводят обзорные экскурсии. Ледокол поражает своей мощью и гармоничностью, продуманностью деталей. Просторная капитанская рубка, красиво обставленные кают-компании с огромными картами, столовая, медицинский отсек, машинное отделение… И почти все это можно не только смотреть, но и трогать. Оказывается, что корабль очень комфортабельный. В отличие от военных кораблей, при проектировании ледокола явно заботились не только о функциональности. Пусть снаружи будут арктические льды, но внутри экипажу и пассажирам должно быть тепло и уютно. Но вообще ледокол - красавец, что снаружи, что изнутри. Ходишь по нему и понимаешь — вот какие корабли строили наши предки, и нам есть чем гордиться!