Покрофф
Меню
Юрий РЫТИКОВ
24 окт. 2016 10:51Просмотров 659
Путешественник

Ах, ты гусь арзамасский...

Гостей Арзамаса в историко-художественном музее встречают гуси. Один большой и множество маленьких. Это персонажи тематической выставки «Арзамасский гусь». Там есть фарфоровые скульптуры гуся заводского изготовления и созданные местными умельцами – расписанные в стиле полхов-майданской живописи, выполненные в технике филиграни и из камня, а также сувенирная продукция современных арзамасских мастеров, украшенная изображениями гуся.


История этого гуся любопытна. Арзамасская порода была выведена несколько веков назад и когда-то прославилась на всю страну. Чем же отличается этот гусь от своих собратьев, проживающих в других регионах страны? Оказывается, арзамасские гуси считаются самыми боевыми, драчливыми из всех известных пород, именно эта их способность широко использовалась в старину и начинает все больше и больше интересовать любителей гусиных боев в современное время.



В мире подобные бои известны с незапамятных времен. Россия, вероятно, не очень-то отставала в этом от просвещенного Запада, развлечений у народа было мало, одним из них и были различные бои - птичьи или собачьи. В 1767 году, во время посещения Арзамаса императрицей Екатериной II, специально для нее были устроены бои арзамасских гусей, которые государыню очень заинтересовали. Насмотревшись на это зажигательное действо, императрица и заявила, что Арзамас настоящая «гусиная» столица страны.

Много воды утекло с тех пор, вот и арзамазсская гусиная порода начала потихоньку исчезать с дворов и улиц, и если бы не настоящие фанаты, не увидели бы мы это увлекательное действо. Несколько лет назад в городе стали проводить фестиваль «Арзамасский гусь», где гусиные бои нашли свое место и вызвали неподдельный интерес у зрителей. Ну, а кроме того, арзамасский гусь слегка отличается по внешнему виду от своих собратьев, да чуть-чуть покрупнее их. 

У арзамасцев была идея поместить изображение гуся на гербе города, но она так и осталась невоплощенной…

Арзамас-старинный город. Начало ему, как и многим русским городам XVI века, положила военная пограничная крепость. В 1554 году городок получил рубленую крепость и стал уездным центром. Для охраны арзамасского края была основана казачья Выездная слобода, а вдоль реки Тёши устроена засечная черта.



Удивительно, но в городе сохранилось много культовых сооружений. Самый величественный из них - Воскресенский собор. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа. В советское время собор собирались взорвать, но из-за сильного возмущения жителей храм было решено просто закрыть. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

Когда-то, еще в 60-е годы, Арзамас называли городом Гайдара. Конечно, это не случайно, ведь в городе много мест, связанных с писателем и носящих его имя. Арзамас и Гайдар - лично для меня эти два понятия неразделимы. И мемориальный дом-музей писателя, разумеется, находится здесь. Он включает в себя мемориально-бытовой дом-музей Гайдара и литературный музей. Музей разместился в доме XIX века, принадлежавшего сначала дворянину П.П. Щербакову, а затем Александре Ивановне Бабайкиной. Именно у нее с 1912 по 1918 год один из флигелей снимала семья Голиковых (это настоящая фамилия Аркадия Гайдара), и здесь прошли детство и юность будущего писателя.

Сам дом небольшой, но очень уютный. Рядом с домом-музеем находится украшенное мозаикой здание литературного музея и детской библиотеки им. А.П. Гайдара, перед входом в который в 1975 году была установлена скульптура 14-летнего Гайдара, уходящего на фронт. Известно, что особую привязанность писатель всегда питал к тихому старинному городку Арзамасу. В нем прошло его беспокойное детство, там он впервые приобщился к тайнам поэтического слова, испытал его магическую силу, ощутил потребность в художественном самовыражении. Его всегда тянуло сюда, как на встречу с детством, быстро промелькнувшим, но навсегда оставшимся в памяти.



А рядом с Арзамасом есть удивительный музей, подобный я встречал в Германии. Это Музей горного дела, геологии и спелеологии. Он был открыт в 2006 году в шахте Пешеланского гипсового завода. Посетителям музея выдается специальная шахтерская экипировка – теплая одежда и обувь, каски и фонари.

Музей занимает порядка трех тысяч квадратных метров и состоит из восьми залов. Расположенный на глубине 70 метров музей дает посетителям возможность познакомиться с гипсовой шахтой, с азами горного дела, увидеть, как добывают гипс, побывать в лагере спелеологов. Часть экспозиции музея рассказывает об истории горного дела и промышленной разработке местного гипсового месторождения, которая началась в 30-х годах XX века. Один из залов посвящен геологии, где представлены около 300 образцов горных пород, добываемых на территории России и стран ближнего зарубежья.

Все это богатство хранит Хозяйка гипсовой горы. Подземное озеро с водопадом, искусственные сталактиты, образцы палеотической живописи, найденные в пещерах Франции, Испании, Италии, России, объемные снимки залов и галерей пещер Урала и Кавказа, шунгитовая комната, пребывание в которой дает эффект, равный двухнедельному отдыху в Сочи, экспозиции фарфора гжельского производства, изделия Борнуковской камнерезной фабрики, река «Река ужасов» и «Геенна огненная» - все это представлено в музее и неизменно привлекает посетителей. Мистический антураж подземной экскурсии придает уникальная экспозиция «Затерянный мир», главными экспонатами которой стали семь доисторический рептилий.

Гости со всей России и стран зарубежья приезжают в Пешелань. А ведь это недалеко от Саранска. Вот уж действительно - удивительное рядом!