Покрофф
Меню
Дмитрий СЫСУЕВ
29 июля 2016 15:04Просмотров 3519
Ученый, философ, семьянин

«После расстрела царской семьи в Мордовии видели «великую княжну Анастасию»

«Бородатый блог» вновь обращается к загадкам и тайнам прошлого. На этот раз - к противоречивым и трагическим событиям Великой войны и революции 1917 года. Для многих жителей Саранска это часть семейной истории: горожане хранят память о своих прадедах - участниках первой мировой войны. Один из них - наш новый собеседник, доцент кафедры философии МГУ им. Н.П. Огарева, хранитель традиций «старой» России и, конечно же, бородач Дмитрий Алексеевич СЫСУЕВ. Как настоящий ученый, даже о своей бороде он говорит, опираясь на философские категории. И делится советами по гармоничному воспитанию детей.


- Дмитрий Алексеевич, Ваша борода - тоже дань старинным русским традициям?

- Еще студентом я хотел носить бороду. А летом 1997 года (мне было 28 лет) защитил кандидатскую диссертацию, посвященную наследию русского философа И.А. Ильина, и решил что пора - нужно ее завести. Борода действительно оказалась созвучна моему мировоззрению. И семейным традициям: все мои предки по мужской линии были бородатыми. В следующем году у моей бороды «юбилей»: ей исполнится 20 лет.


- Тогда, в 1997-м, домашние спокойно приняли Ваш новый «бородатый» образ?

- Моей супруге это понравилось. Она сказала, что таким - с бородой - и должен быть мужчина.


- Вы счастливый отец. Как воспитать сына, чтобы он тоже вырос настоящим мужчиной?

- Все знают: главное - личный пример. Это тот случай, когда поведение родителей важнее слов. Все работы по дому (я живу в частном доме, а он требует постоянного внимания - что-то поправить, что-то приколотить) я люблю делать своими руками. Пусть не профессионально, но никогда не приглашаю мастеров. Когда мой сын был совсем маленьким, он уже тянулся мне помогать. Ремонт дома мы делали вместе. Потому уважение к труду у него - с раннего детства. Работы руками он не боится. И это семейная традиция: мой прадед по линии отца, Иван Михайлович Понявин, был замечательным столяром, сам делал мебель, вырезал узорные наличники для саранских домов.

С самого раннего возраста сына я рассказывал ему о своем отце, о прадеде по отцу, участнике первой мировой войны Василии Филипповиче Сысуеве, о своем деде по материнской линии, Алексее Ивановиче Рыбкине. Он тоже участвовал в Великой войне (с 1915 по 1918 годы), в знаменитом Брусиловском прорыве, через многое прошел, но не утратил любви к людям, желания им помогать. Уже пожилым человеком каждое утро он выходил на улицу, вставал возле нашего дома, и встречал прохожих фразой: «С добрым утром, с легким подъемом!» Алексей Иванович посадил сад вокруг дома и любил ухаживать за ним. Три яблони из того старого сада сохранились до сих пор. Я показываю их сыну: «Эти деревья посадил твой прадед».

Для меня очень ценен институт семьи, передача таких мирных традиций. Я воспитывался в семье, где под одной крышей жили представители трех поколений. Передо мной был пример и христианского воспитания - дед, Алексей Иванович, рос еще в дореволюционной России. Его главными чертами были скромность и доброта: они смягчали твердый, сильный характер деда.



- Какие старинные традиции живы в Вашем доме?


- Семейного чтения. Когда моему сыну было всего 4-5 лет, я уже читал ему духовную литературу. Вместе, в семейном кругу, мы читали «Лето Господне» Ивана Шмелева, а каждое воскресенье, всей семьей, старались быть в храме. Иногда по утрам выходного дня не хотелось вставать, но маленький сын звал нас на богослужения.

- А строгость - нужна ли она в воспитании? Сейчас ювенальная юстиция «учит» потакать детским слабостям.

- Я сторонник строгого семейного воспитания. И это не тиранство: если это необходимо, ребенка можно наказывать. Только без рукоприкладства. Но слабостям нельзя потакать: они разрушат формирующийся детский характер, а родители в ответе за то, чтобы из ребенка вырос не «сорняк», а «культурное растение». Но в нашем доме всегда была (и остается) атмосфера не строгости, а взаимного уважения.

- У вас сохранились дореволюционные семейные фотографии?

- Да. Мне было очень приятно узнать, что я очень похож на своих деда и прадеда. Как и они, я очень люблю наш сад. В нашей гостиной стоит самовар моего деда, и когда к нам приходят гости, мы иногда наливаем в него кипяток и пьем чай.



- Вы хорошо знаете историю своей семьи?

- Я увлекаюсь генеалогией. Историю своего рода проследил до рубежа 17-18 вв. Много о моих предках мне рассказала бабушка, Анна Семеновна Рыбкина. По отцу я коренной саранский житель. Среди моих предков - люди всех сословий. В основном - служилые люди, то есть первые защитники Саранска, еще с 1641 года - стрельцы, пушкари, казаки и воротники Котловы, Смолины, Кашигины. Среди предков по материнской линии отца - дети боярские, обедневший дворянский род Крюковых.

- Дмитрий Алексеевич, часть современных россиян все еще не может понять, почему была канонизирована семья последнего российского императора Николая II.

- Семья государя вела истинно христианский образ жизни. По словам митрополита Антония (Храповицкого), сам император, Николай Александрович, был образцом христианского благочестия. Даже внешнюю политику он оценивал с позиции христианина. В мае 1899 года по инициативе Николая II в Гааге открылась первая мировая конференция по разоружению, ему принадлежала идея прекращения «гонки вооружений» европейских держав (не поддержанная западными странами, которые рвались перекроить карту мира). Внутреннюю политику государь понимал как искусство управления, нацеленное на благо народа. Император и его семья полностью отдавали себя служению России. Историки подчеркивают необыкновенную нравственную чистоту царских детей.

Святыми царскую семью и ее ближайшее окружение делает и мученическая кончина. Последние два года земной жизни семьи Николая II были восхождением на Голгофу. И в условиях тяжелейших испытаний, лишившись всего, эти люди не были озлоблены, не утратили веры, доброты, любви к людям.



- Как Вы думаете, почему английская корона не приняла мер, чтобы спасти Николая II после революции 1917 года? Ведь Георг V был двоюродным братом Николая?

- Все европейские державы - наши союзники по Антанте - предательски повели себя по отношению к России после революции и окончания Великой войны. Хотя государь много сделал для поддержки союзников - тот же Брусиловский прорыв фактически спас от разгрома Францию и Италию. Но в политике нет друзей.



- Наследниками императорского престола современные монархисты считают потомков великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата Николая II) — человека, который поддержал февральскую революцию 1917 года, носил красный бант, отрекся от законного государя. По оценке историка В.М. Хрусталёва, в.к. Кирилл стал первым из членов императорской фамилии, нарушивших присягу царю - князь заявил, что он лично и вверенный ему Гвардейский Экипаж перешли на сторону Государственной думы и рады революции. Его матросы заняли Царскосельский и Николаевский вокзалы, чтобы препятствовать верным Николаю II войскам прибыть в столицу. Почему часть «белой» эмиграции признала Кирилла «императором»?

- Но где сказано о красном банте и предательстве?

- Хотя бы в письмах императрицы, Александры Федоровны, она писала Николаю II 15 и 16 марта 1917 года: «Кирилл ошалел, я думаю: он ходил к Думе с Экип[ажем] и стоит за них…», «…отвратительно себя ведёт, хотя и притворяется, что старается для монарха и родины».

- Сведения об этом очень противоречивы.
 
Я считаю, что фраза государыни Александры Федоровны была вызвана простейшей дезинформацией и оторванностью от возможности получать объективные данные о происходящем в столице. В красный бант Кирилла Владимировича я не верю. Потом, он предоставил Экипаж в распоряжение единственного на тот момент легитимного органа власти.


- Но зачем было искать «легитимные» органы власти, если у великого князя был легитимный царь, за которого он мог бы бороться?

- Есть мнение, что информация об «измене» Кирилла Владимировича активно распространялась в эмиграции сторонниками другого великого князя - Николая Николаевича (двоюродного дяди Николая II). Великий князь Кирилл Владимирович был признан частью русской эмиграции в качестве Императора Всероссийского в изгнании в силу действия юридических норм Закона о Престолонаследии Российской Империи, как следующий в порядке старшинства после гибели императора Николая II, цесаревича Алексея Николаевича и великого князя Михаила Александровича. Что касается «басни» о красном банте и прочих обвинений в отношении великого князя Кирилла Владимировича — я считаю их лживыми. Эти слухи распространяла либеральная пресса прошлого века, а также откровенные враги монархии, чтобы опорочить великого князя. А ведь именно он один из немногих, находясь в охваченном изменой и смутой Петрограде, предпринял ряд решительных действий, направленных на предотвращение революционного хаоса и поддержку легитимной власти. При оценке действий Великого Князя мы должны руководствоваться не растиражированными сплетнями и слухами, а достоверными фактами и заслуживающими доверие показаниями свидетелей. Так вот, серьезные источники не только опровергают сплетни о красном банте, но более того, оценивают действия великого князя Кирилла Владимировича и возглавляемого им Гвардейского Экипажа как исключительно направленные на защиту монархии и подавление революции. (Мы оставляем читателям право принять любую версию - «ИМ»).


- До сих на западе поддерживается старый антисоветский настрой, густо замешанный на русофобии. В чем причина этой неизменно враждебной по отношению к России политики?


- Как ученый-философ я мог бы сказать, что за этим стоит боязнь наших огромных пространств. Но истинная причина прозаичнее - стремление овладеть нашими природными ресурсами. Со времен Ивана IV попытки «подгадить» России вошли в западную традицию, к этому нужно привыкнуть и не испытывать иллюзий о какой-то дружбе в большой политике (вспомните цитату Александра III: «У России только два верных союзника - армия и флот»). И в организации катастрофы 1917 года огромную роль сыграл иностранный капитал. Но - без внутреннего предательства не было бы революции. Если бы поднялся офицерский корпус, если бы царя поддержали солдаты - история России могла бы пойти по другому пути.

- История ХХ века знает множество женщин, выдававших себя за чудом спасшуюся дочь императора Николая II - великую княжну Анастасию. Ваша семья верит в том, что она могла уцелеть?

- Нет. Но большое количество женщин, выдававших себя за Анастасию Николаевну, говорит о том, что народ не хотел мириться с гибелью царской семьи. Моя бабушка рассказывала, что даже по окрестностям Саранска ходила женщина, называвшая себя великой княжной Анастасией. Возможно, находились люди, которые верили ей.


Беседовал Александр ЕФРЕМОВ. Фото из архива Дмитрия СЫСУЕВА

 

 

 

Справка «ИМ»

Сысуев Дмитрий Алексеевич родился 29 июля 1969 г. в Саранске. В 1986 г. окончил среднюю школу №12, в 1991 г. - исторический факультет МГУ им. Н.П.Огарева. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А.Ильина». Работает в МГУ им. Н.П.Огарева. Доцент кафедры философии. С 1997 года по сей день - преподаватель Саранского Православного Духовного Училища, курс истории Русской Православной Церкви. Женат, имеет сына и дочь.