Покрофф
Меню
Главная страница / Бородатый блог /

Валерий ЮРЧЕНКОВ: История России полна «белых пятен»

Валерий ЮРЧЕНКОВ: История России полна «белых пятен»
15 февр. 2016 12:48Просмотров 767

«Бородатый блог» продолжает серию интервью с известными учеными, общественными деятелями, писателями, священнослужителями Мордовии. Каждый из них - личность, и каждому из этих бородачей есть что рассказать: о жизни, о проблемах нашего времени, о том, что близко, понятно и интересно каждому человеку.

Как появляются «белые пятна» в истории? Что чувствуешь, отражая кавалерийскую атаку? Сегодня на эти и другие вопросы отвечает профессор, доктор исторических наук, директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Валерий Анатольевич Юрченков.

«Пересвет не погиб на Куликовом поле»

- Валерий Анатольевич, когда и почему Вы решили, что история станет Вашей профессией?

- Французский историк Марк Блок говорил: «Если мальчишка прочитал в детстве «Трех мушкетеров», он обязательно станет профессиональным историком». Под обаяние этой книги я попал в 5 классе. А моя бабушка, Прасковья Ивановна, много рассказывала мне о деде, Иване Алексеевиче, который воевал всю Первую мировую войну, Гражданскую, был награжден Георгиевским крестом, ушел в отставку из РККА только в 1932 г. Эти рассказы, чтение и подтолкнули меня к истории. Я поступил на истфак, затем в аспирантуру, после окончания которой был принят на работу в НИИЯЛИЭ, и вот уже тридцать с лишним лет профессионально занимаюсь историей. В последние годы приходится заниматься и этнографией, и фольклористикой. То есть практически всем спектром гуманитарных наук, которые присутствуют в сфере деятельности нашего института.

- Существуют ли до сих пор «белые пятна» в истории России и Мордовии?

- «Белое пятно» в истории - ситуация, когда источников об историческом событии или очень мало, или они закрыты. Возникает поле для интерпретаций, измышлений, мифотворчества. В какой-то мере это касается любого более-менее значимого этапа в истории России. К примеру, герои Куликовой битвы Пересвет и Ослябя. Никто не оспаривает факта, что они были. Но кем они были: монахами, воинами? Некоторые ученые, основываясь на летописях, заявляют: Пересвет – монах, но монах - спустя 7-8 лет после Куликовской битвы. Выходит, что он не погиб в поединке с Челубеем. Возникает вопрос – откуда почерпнуты сведения о его гибели на поле боя? Выясняется: из «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины». Но ведь это – литературные произведения. Кто же изучает историю по художественной литературе!

- А что в истории интересно Вам?

- Политическая история, отношения народа и власти. Например, по итогам одной из первых после революции сельхозпереписей видно, что с 1918 по 1920 гг. на территории современной Мордовии в 4-5 раз выросло поголовье коз, хотя всю остальную скотину будто скосил мор. Почему? Оказывается, коз забыли обложить налогом, и люди стали заводить их вместо коров, овец и свиней. Блестящий пример властного импульса и реакции народа.

Финские историки не знают об античности?

- Валерий Анатольевич, нужен ли нам «единый учебник» по истории России - в противовес учебникам, которые придерживаются разных взглядов на одни и те же события прошлого?

- Для школы, где изучаются азы, как раз нужны единый подход и единый учебник. Так было в царской России и в СССР. А вот в вузе учебник должен быть разноплановым, с разными подходами к одной и той же проблеме. Проблема современных учебников - в уходе к специализации. В итоге студенты путаются в истории, хронологии. Несколько лет назад я принимал вступительный экзамен в аспирантуру и случайно выяснил, что для одного из абитуриентов Конфуций и Мао Цзедун - исторические деятели, жившие едва ли не в одно и тоже время! Узкая специализация - это западное веяние. Как-то я беседовал с финским историком. Тот очень хорошо знал историю Северной Европы, Финляндии и США, но у него были самые обобщенные знания об эпохе Античности, о Древней Греции. Он не знал, кто такой Кир!

«Любой национализм очень опасен»

- Почему сейчас так много попыток переписать историю?

- Наука развивается, появляются новые источники, становятся известны новые факты - меняется взгляд на прошлое. Социальный заказ для историков меняет и смена власти: «История - это опрокинутая в прошлое политика». А если в историю вторгаются непрофессионалы, появляется «фолькистория». Это народные представления, мифы и слухи, облаченные в наукообразную форму. Так появляются «утверждения», к примеру, что мордва - это потомки древних римлян. Ведь в латыни и в мордовских языках якобы есть «общие» слова: цистерна, акведук, колонна!

Один бывший инженер (не историк!) из Саранска написал краткую историю эрьзя-народа. Книга уже дважды издавалась в Мордовии. В ней говорится, что великие эрзяне России - это князья Рюрик, Вещий Олег, Ярослав Мудрый, святые Борис и Глеб, святые князь Петр и княгиня Феврония, Степан Разин, Кузьма Минин, Афанасий Никитин, цари из династии Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I. И даже В.И. Ленин тоже эрьзя. И такие книги их авторы неофициально распространяют в школах, навязывают молодежи. Почему-то сейчас система образования не реагирует на это. В советское время реакция была бы другой.

Я бы не сказал, что за этим стоит злая политическая воля - просто желание сделать один народ значимее других. Но авторы таких книг (и некоторых других изданий) атакуют традиционные институты, они негативно говорят о республике, о Церкви, об науке, о писательском сообществе.

Конечно, сначала абсурдные «теории» вызывают смех. Но если они рапространяются, количество может перейти в качество. Сначала я думал: это курьезные измышления определенной категории людей. А потом - был случай - начитавшись подобных статей, толпа деревенских жителей разгромила археологическую эспедицию, несколько ученых долго лежали в больнице. Это пример того, как работает пропаганда. Вспомните Украину: там тоже все начиналось со смехотворных теорий, как древние «укры» выкопали Черное море, а из выкопанной земли насыпали Кавказские горы. Теперь этот бред официально изучается в украинских школах, и не соглашаться с ним опасно. Украинская молодежь, которую 20 лет растили на этом бреде, сначала прыгала на киевском майдане, а потом сжигала людей в Одессе. Украинский и любой другой национализм очень похожи и одинаково опасны. Опасность возникает тогда, когда говорится: один народ лучше всех других.

- Как Вы думаете, почему сейчас в разных странах появляются неонацисты?

 Я отвечу как ученый-марксист. Если социально-экономическая среда вокруг неблагоприятна - люди ищут опоры, в том числе и в запретном. Неонацизм - из этой оперы. На Украине в тяжелой ситуации людям подсунули «национальную идею» и «героев»-бандеровцев. С нацизмом нужно бороться. Нужно не замалчивать, а говорить о нем, чтобы не дать выиграть противнику.

Главное в жизни - честность

- Валерий Анатольевич, как вы пришли к вере?

- Бабушка не успела ничего рассказать мне о Боге (кстати, на гербе ее шляхетского рода Дашкевичей, известного с 13 в., был изображен крест). Пока она была жива, я не задавался мировоззренческими вопросами... Мой отец был убежденным коммунистом. Мне нужно было во всем разобраться самому. В студенческие годы я увлекался творчеством Андрея Рублева, древнерусским искусством. Вместе с товарищами объехал всю Владимирскую область. Мы ночевали в палатках у храма Покрова на Нерли, и там я видел рассветы и закаты, похожие на картины Рериха: оказывается, фантастическая цветовая палитра его картин - реальна. Те поездки и определили мое отношение к религии. Вообще, интеллигенция 80-х гг. тянулась к вере. Думающие люди видели, что многое и в русской литературе основано на православной культуре.

- Какие качества Вы считаете главными в жизни?

- Честность и добросовестному отношению к делу. Этому учил меня отец. Если выбрал жизненную стезю - следуй ей.

- Вашим детям интересна история?

- Мой сын защитил кандидатскую диссертацию по истории государства и права. Это очень интересная работа о Дубравлаге. Мне нравится то, что делает сын, а он иногда читает мои книги.

«Я защищал Багратионовы флеши»

- Валерий Анатольевич, Вы участвовали в реконструкции Бородинского сражения?

- Да, на том самом, историческом Бородинском поле, вместе с реконструкторами из Уфы, я защищал Багратионовы флеши. Конечно, это были не мощные укрепления, как в 1812 г., а их символическое обозначение. Все мы видели кавалерийские атаки по телевизору, но когда на тебя наступают «польские уланы», верхом, с пиками - это совсем другие ощущения! Даже когда ты просто надеваешь на себя исторический костюм - чувствуешь себя человеком другого времени, начинаешь понимать наших предков. Когда я писал книгу о занимательной археологии, то сам попробовал изготовить рубило каменного века и многое понял из жизни людей той эпохи. Это существенно облегчило работу.

- Вы примеряли на себя наряд «заместителя» воеводы Саранска 17 в. Это удобная одежда? Ее можно было бы носить каждый день?

- Да, одежда была очень удобной. Правда, я не смог сам правильно завязать очень длинный и широкий парадный пояс: это делали реконструкторы. Но костюм 17 в. я надевал пару раз. А вот в форме русского офицера Первой мировой войны, с полной выкладкой, я прошел 150 км по белорусским полям и лесам, как раз в тех местах, где воевал мой дед.

- Как Вы считаете, насколько отличались от нас жители Саранска четырехвековой давности - мышлением, привычками, взглядами на жизнь?

- 400 лет назад Саранск был крепостью в тревожной приграничной зоне. Тогдашние горожане были настоящими жителями фронтира: постоянно готовыми к опасности, к действию. Совершенно иным было отношение к религии: не прагматичным (человек ставит свечу в храме, и сразу хочет за это какие-то блага), а более искренним. Вопросы веры были очень важны для наших предков.

- Почему Вы решили отрастить бороду?

- Я уже носил бороду 18 лет назад, но тогда отрастил ее из «хулиганства». А на этот раз все прозаично. Я поселился в деревне, у меня появилась аллергия на местную воду, бриться было нельзя из-за сильного раздражения на коже. Снова отрастил бороду, - а потом к ней привык. В Древней Руси, к слову, бороду не брили вообще - она считалась показателем мужского здоровья, статуса и достатка. При царе Алексее Михайловиче бритье бороды преследовалось. И среди интеллигенции конца 19 в. ношение бороды считалось модным и красивым. Все-таки борода придает человеку индивидуальность.

Беседовал Александр ЕФРЕМОВ.

 

Справка «ИМ»

Валерий Анатольевич Юрченков - историк, историограф, краевед. Доктор исторических наук (1997), профессор (2000). Заслуженный деятель науки Республики Мордовия (2001). Заслуженный деятель науки Российской Федереации (2008). Академик Академии политических наук Российской Федерации (с 2000). Академик Международной академии наук педагогического образования (с 2005).

Родился 23 сентября 1960 г. в городе Краснослободске в семье служащего. В 1982 г. окончил историко-географический факультет Мордовского государственного университета, поступил в аспирантуру Мордовского НИИ языка, истории, литературы и экономики (НИИЯЛИЭ), которую окончил в 1985 г.

В октябре 2001 г. В.А. Юрчёнков был назначен на должность директора НИИЯЛИЭ. Под его руководством институт был реорганизован в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. В. А. Юрчёнков является главным редактором научно-публицистического журнала «Центр и периферия» (с 2003). Автор сценариев ряда научно-популярных фильмов, в том числе «Память и беспамятство» (1991), «Храни вас Господь, матросы» (1996), «Древо жизни, знаки Творца» (2001), «С кем вы, комдив Миронов?» (2008), «Непокоренные. 1237 г.» (2009) и др. Автор более 700 научных и учебно-методических работ. Подготовил 6 докторов и 27 кандидатов наук.